Память - Галкина Елена Александровна

Развиваем память у детей с задержкой психического развития через игру

Галкина Елена Александровна,

Учитель-дефектолог

 

Память является одним из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир.

Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной и двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память, но к началу обучения в школе преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений.

Обучение детей с задержкой психического развития в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний.

Точность и прочность запоминания обучающихся с ЗПР словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях

Для таких детей характерен задержанный темп формирования мнестической деятельности. Низкая продуктивность и прочность запоминания отрицательно сказываются на усвоении информации. Поэтому необходимо целенаправленно заниматься развитием памяти. Очень важно направлять часть заданий на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно.

Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Для развития памяти ребенка я предлагаю использовать следующие игры:

УЗНАЙ ПРЕДМЕТ

Упражнение хорошо тренирует тактильную память у детей - способность запоминать ощущения после прикосновений. Ребенку  завязывают глаза и по очереди дают ему в руки разные предметы (3-10 штук), не называя их. Ребенок должен самостоятельно догадаться о том, что это за предмет. Затем предложите малышу назвать все предметы в той последовательно, в которой он их угадывал. Сложность такой игры на развитие памяти состоит в том, что ребенку необходимо выполнять 2 мыслительные операции - узнавание и запоминание.

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

Положите в полотняный мешочек несколько предметов, обладающих разными свойствами, например, спичечный коробок, пуговицу, кубик, клубок ниток. Ребенку необходимо на ощупь определить, что это за предметы.

ЧУДЕСНЫЕ СЛОВА

Такое упражнение способствует развитию слуховой памяти у детей 5-6 лет. Вам необходимо выбрать 20 слов, которые как-то связаны по смыслу, например, банан-яблоко, собака-кошка, дверь-окно. Слова зачитываются малышу 3 раза, при этом пары выделяются интонацией. Затем ребенку повторяют первое слово из пары, а он должен вспомнить второе. Так развивается кратковременная слуховая память, для тренировки долговременной - попросите малыша назвать слова через некоторое время.

КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ

Ребенку необходимо в течение 1 минуты назвать 5 предметов заданного цвета или формы, например, 5 желтых или 5 квадратных предметов. Повторять предметы нельзя.

ЗАПОМИНАЕМ СЛОВА

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

ВКУС И ЗАПАХ

Порежьте овощи, ягоды и фрукты кубиками и положите на поднос. Ребёнок с закрытыми глазами должен понять по запаху, фрукт это, ягода или овощ. А на вкус он должен определить, что именно он съел из ягод, фруктов или овощей.

ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ

Показать ребёнку разноцветные карточки с наклеенными на них изображениями воздушных шаров, салютов, дождя, больного человека, лошади, солнца, разбитой чашки и т. д. затем спросить его, какие эмоции вызывает та или иная картинка? Нравится ли ему цвет картинки, фон? Задача взрослого - вовлечь ребёнка в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, что способствует долговременной памяти.

ОПИШИ ПРЕДМЕТ

В эту игру можно играть где угодно  на прогулке или дома. Вместе с ребенком выбираем знакомый вам обоим предмет, человека, машину, продукт питания и т.д. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.

 ФОТОАППАРАТ

Ребёнку в течении 5 секунд показывают карточку с изображением, затем убирают её. Попросите его показать, что на ней было изображено. Если ребёнок затрудняется ответить, задайте ему наводящие вопросы: сколько, какого цвета и т. д.

ПОСТУЧИ, КАК Я

Взрослый предлагает ребёнку прослушать не сложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.

КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами, увеличить количество игрушек.

БУСЫ

Попросите ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.