Гостиная педагога-психолога
С Вашими детьми работает:
Педагог-психолог Ракевич Елена Петровна |
![]() |
- Нейропсихологический подход
- Родителям и педагогам
- Актуальные запросы
- А вы знали?
- Будущим первоклассникам
Традиционно, каждое лето мы с ребятами ходим на Пикник.
И не важно, что он проходит на территории детского сада, зато здесь можно лежать на травке и наслаждаться вкусняшками, играть и веселиться.
Такие мероприятия кроме того, что создают массу положительных эмоций, еще и несут в себе воспитательный момент: дети учатся делиться (нет «моё» - все общее), заботиться друг о друге, помогать самому и просить помощи у сверстников.
Как бы не было удивительно, но многие наши дети не могут открыть сок, раскрыть конфету или печенье, налить напиток в стакан. Просто потому, что за них это часто делают взрослые.
У нас же на Пикнике есть определенные правила- сначала попробуй сделать сам, не получится попроси друга, и только если у друга не получилось - попроси помощь у взрослого.
Некоторым ребятам тягостны и невыносимы моменты ожидания. И пока одни распаковывают и «накрывают на стол», другие уже сидят и кушают. Мы же приучаем детей правилу «за стол садимся все вместе».
Такие мероприятия - отличная возможность попрактиковать у ребенка навыки самостоятельности, научить правилу взаимодействия и поведения. Хотелось бы, чтобы все эти правила закрепились и перешли в хорошие привычки.
Данная форма взаимодействия имеет большой отклик у самих детей, об этом свидетельствуют многочисленные положительные отзывы родителей, с которыми делятся впечатлениями ребята.
Игры с разноцветным Парашютом не соревновательные. Они учат детей согласовывать действия, работать в команде, чувствовать движения остальных игроков. Для детей очень важно ощущать, что они являются частью Команды. Ребенку любого возраста важно научиться согласовывать свои действия с командами ведущего и с действиями других игроков.
Игры с перышками одни из любимых у детей. Они восполняют сенсорный дефицит, расслабляют, замедляют, отлично подходят для работы с дыханием. Да и просто создают отличное настроение.
Детям важно ИГРАТЬ, особенно дошкольникам - для них игра как воздух! А взрослым порой не интересно играть в "детские" игры... Мы же попытались изменить эту ситуацию и показать родителям, что игры с детьми могут быть веселыми, увлекательными и интересными.
Пригласили родителей совместно с детьми на "Семейную игротеку" поиграть в настольные игры.
Здесь большая заслуга ребят, они так воодушевленно мотивировали родителей на встречу. Так что компания у нас получилась большая, мы даже не ожидали.
Все прошло "на одном дыхании" - весело, азартно, интересно.
Игра на сообразительность "МИКАДО"
Простая игра на ловкость рук, представляющая из себя горсть палочек, которые необходимо вытаскивать из общей кучи.
Такая игра тренирует концентрацию внимания, развивает мелкую моторику рук, учит ребенка терпению, вниманию, важности деталей и аккуратности.
Отлично развивает сообразительность, ведь нужно понять, какую палочку нужно потянуть, зацепить, чтобы не зацепить другие.
Разные палочки приносят разное количество баллов. Выигрывает тот, кто наберет большее количество очков.
Игра японского происхождения, но очень похожа на наши игры "Бирюльки" или "Спички". Мы в детстве в такие часто играли.
Рекомендую.
Арт-терапевтическое упражнение «Каким я вижу лето»
За окном метель, а мы уже вовсю мечтаем о лете.
Замечательное, увлекательное занятие – Мечтать.
Ученые пришли к выводу, что способность мечтать – это одна из основных характеристик успешного человека.
Такое занятие хорошо не только для детей, но и отличный повод взглянуть на свою жизнь сквозь «розовые очки» для взрослых.
Мечтайте, обязательно мечтайте!!!!
Стоп угроза! Правила безопасности.
Тема о безопасности наших детей всегда была актуальной, а после "костромского события" стала наиболее острой. Ситуация с похищением и насилием против детей взрывает наше общество: столько возмущения, негатива в адрес похитителей, в адрес равнодушного общества. Усиливается контроль за детьми, проводятся профилактические беседы, но когда острый период проходит, "все возвращается на круги своя".
И, к сожалению, такие ситуации повторяются вновь и вновь.
Мы можем установить постоянный контроль за детьми, требовать более жесткого наказания для преступников, постоянно говорить детям о возможных опасностях. Но часто наши наставления детьми игнорируются и пропускаются мимо ушей (слишком много и часто мы их чему-то учим). Да и рядом с ними мы не всегда можем быть.
Поэтому, очень ВАЖНО научить ребенка САМОСТОЯТЕЛЬНО оценивать ситуацию, уметь правильно реагировать на нее, предотвращать опасность и оказывать сопротивление возможными способами.
Знаете, как наши дети описывают образ преступника?
"Это дядя, в темной одежде, в маске, с пистолетом".
Вот так стереотипно.
И только после беседы, о том, что Преступником может быть кто угодно: тетя, дядя, дедушка, бабушка, подросток и даже ребенок. Наши дети понимают, что образ Преступника совершенно другой: он похож на обычного, а чаще и на вполне хорошего, доброго человека. На того, кто может легко вызвать наше доверие.
Это открытие для них становится потрясением.
И вот здесь самое главное – НЕ НАПУГАТЬ.

В ходе беседы мы с ребятами выясняли различие между опасным и безопасным общением. Знакомились с КРУГОМ ДОВЕРИЯ, согласно которому все люди распределяются на три круга: БЛИЗКИЕ, ЗНАКОМЫЕ и НЕЗНАКОМЫЕ. И наше общение с ними должно строится согласно их принадлежности к определенному кругу.
ЗЕЛЕНЕНЬКИЕ – это наши самые близкие люди: мамы, папы, братья, сестры. Это те, кто с нами живет, кто нас любит, кто о нас заботиться и кто нас всегда защитит.

В ЖЕЛТЫЙ КРУГ общения входят те, с кем ребенок общается иногда или каждый день, но кто не является близким человеком. Это знакомые, друзья, друзья родителей, воспитатели и учителя, тренеры и репититоры, соседка, которая иногда заходит в гости или доктор, к которому ходит ребенок. Это те, с кем наши Зелененькие нам разрешают общаться.
И разница в "желтеньких" и "зелененьких" не только в том, что одни живут с ребенком вместе, а других ребенок просто знает по имени и отчеству, но еще и в правилах поведения с ними.
КРАСНЕНЬКИЕ – это самый большой круг, туда входят все незнакомые и малознакомые люди: продавцы, врачи, пожарные, полицейские и все-все остальные.

Вот так используя ПРАВИЛО СВЕТОФОРА мы с детьми обсуждали как общаться с людьми из разных категорий, соблюдая основные правила.
И таких правил немного:
- Ходить в гости к "желтенькому" гулять с ним, ходить вместе в кино, в зоопарк, магазин можно только с разрешения "Зелененьких".
- Нельзя принимать угощения и подарки даже от знакомых взрослых без разрешения родителей.
- Никаких секретов от Зелененьких. Даже если это какой - то знакомый взрослый просит не рассказывать о чем-то родителям, то это неправильно. Зелененькие очень огорчаться если у тебя будут секреты. Это их очень встревожит. Это очень важное правило.

Ребята с удивлением узнали, что у взрослых тоже есть свои правила поведения с детьми. Воспитанные взрослые их соблюдают. А вот если взрослый нарушает ПРАВИЛО ВЗРОСЛЫХ, то он либо плохо воспитан, либо у него есть нехорошие замыслы.
Давайте вспомним ПРАВИЛО ВЗРОСЛЫХ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ
- Взрослый не должен разговаривать с чужим ребенком.
- Хорошо воспитанные взрослые, знающие это правило никогда не подходят к посторонним детям в магазине, на улице, в парке, во дворе – нигде.
- Мы не спрашиваем у незнакомых детей как их зовут и сколько им лет. Не угощаем чужих детей сладостями, не дарим им подарков, и не зовем их в гости.
- Взрослый не просит помощи у незнакомого ребенка. Мы не спрашиваем у них как дойти до аптеки и сколько времени.
- Мы не просим детей донести тяжелую сумку, или помочь достать котика из подвала.
- Взрослые люди не обращаются за помощью к детям. Он просит помощи только у других Взрослых.
Такие у нас ПРАВИЛА.
Взрослые, а вы соблюдаете эти правила?

Но в жизни ситуации бывают разные, и иногда помощь Взрослому просто больше некому оказать, кроме ребенка. Вот здесь мы подробно обсудили кому и какую помощь дети могут оказать, что они могут сделать, а что делать ни в коем случае нельзя.
Обсуждая разные ситуации мы практиковались, как реагировать на просьбы о помощи, тренировались как правильно позвонить в службу спасения, и попросить помощи, для себя или для другого человека.
Важно донести до ребят, что ПРАВИЛО ВЗРОСЛЫХ действует только на ВЗРОСЛЫХ.

Ребенок в трудной ситуации может попросить помощи у любого человека, даже незнакомого. Но обязательно соблюдая определенные правила осторожности.
Самое главное объяснить детям: к кому можно обратиться, что нужно сказать, в какой степени эту помощь можно принять. Это тоже очень важные моменты.

В ходе тренинга разыгрывали тактику поведения в опасных ситуациях.
В случаях реальной угрозы – не растеряться и правильно среагировать.

Практические навыки ребятам давались с трудом. Для многих является большой проблемой попросить помощи, позвонить в Службу спасения, оценить ситуацию и принять решение. У современных детей слабые навыки коммуникации и самостоятельности. Детей надо учить заботиться о себе самостоятельно, разъяснить в случае угрозы куда можно бежать (магазин, аптека, почта и т.п.) а куда лучше не стоит (подъезд, малолюдные места, пустыри, гаражи), а также какими приемами мы можем оказать посильное сопротивление.
Очень важно и нужно с ребенком не только говорить, но и отрабатывать практические действия, превращая их в уверенный навык.

Навыки необходимо проработать настолько, чтобы в нужный момент ребенок вспомнил о правилах безопасности, не растерялся, но и не постеснялся применить эти правила на практике: смог смело ответить незнакомцу, смог убежать или громко закричать в опасной ситуации, уверенно обратиться за помощью, выбрав того, кому можно доверять. Важно помнить, что обычный разговор с приятным вежливым человеком может быть опасным и требует правильной и быстрой реакции.
Еще одним важным направлением работы было научить детей в опасной ситуации применять главные СУПЕРСИЛЫ.
Как вы думаете, какие это СУПЕРСИЛЫ?
Правильно!
Громкий голос, быстрые ноги – в опасной ситуации это самые необходимые СУПЕРСИЛЫ.
Вот это была очень трудная задача. Вроде бы обычное дело – ЗАКРИЧАТЬ, а в стрессовой ситуации дети вступают в ступор и не могут это сделать. Даже в игровом моменте это была большая проблема.

Умение закричать и привлечь внимание к себе - это навык, который требует отработки. В процессе отработки Крика мы избавляем детей от неловкости и зажимов, развиваем навыки правильного реагирования. Но для того, чтобы ребенок этот навык смог применить в опасной ситуации необходима тренировка – можно для начала покричать подальше в безлюдном месте, а потом потренироваться делать это в оживленном месте.
Самое главное объяснить ребенку, что КРИК в опасной ситуации необходим и здесь нет ничего стыдного. Это может спасти тебя.
Но еще очень важно - ЧТО КРИЧАТЬ.
Дети часто просто плачут или кричат "не хочу идти с тобой", "не пойду", "отпусти" и проходящие мимо люди могут подумать, что ребенок просто плачет и капризничает. Слезы и крик особенно слабый могут не привлечь внимание. А нам нужно обязательно привлечь внимание всех к опасной ситуации. Поэтому очень важно обозначить, что вас пытается увести незнакомый человек. Все вокруг должны понимать, что ты не просто капризничаешь, а ты в опасной ситуации с незнакомым человеком.
Помогите! Спасите! Я не знаю этого человека!
Именно эти слова очень важны! Это позволяет взрослым обратить внимание на крик и слезы ребенка. Потому что обычный плач и слезы могут восприниматься за детские капризы.
Любая беседа по Безопасному поведению должна включать элементы тренинга. Детям необходимо поразмышлять, проиграть, потренироваться и отработать необходимые техники и навыки поведения в опасных ситуациях. Да и сама беседа должна быть построена грамотно, структурно и доброжелательно. Наша задача не запугать ребенка, а научить его анализировать, размышлять, делать выводы и правильно реагировать на различные ситуации в жизни.
А самое главное - осознать ответственность за СВОЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Правильная реакция на любого постороннего взрослого.
После тренинга дети лучше осознают ответственность за свою безопасность.
Четко отработан алгоритм как давать отпор любому незнакомцу или незнакомке.

Материал подготовлен по материалам книг Лии Шаровой из серии "Стоп Угроза" и на элементах тренинга "Защита от похитителей" "Школа детской безопасности "Стоп угроза" г. Мурманск
День Святого Валентина
День всех влюбленных в детском саду необязательный праздник. Но это отличный повод устроить для детей развлечение, поговорить с ними на интересующую их тему.
Да, да, дорогие педагоги и родители –наши дети ЛЮБЯТ и хотят об этом поговорить.
В этот праздник мы говорили не только о Любви, но и о Дружбе, Товариществе, Взаимопомощи. Вспомнили правила дружбы, дарили друг другу комплименты.
Конечно же узнали историю возникновения Праздника, выяснили, какие "валентинки" принято дарить в разных странах. Оказывается, многие наши девочки хотели бы быть француженками и получать в подарок бриллианты, а мальчики в этот день хотели бы оказаться в Италии или Турции, где принято дарить сладости.
Поиграли в веселую игру "Обнимашки", в которой познакомились с традициями жителей других стран и изображали проявления чувств, свойственные другим народам.
Приняли участие в игре-викторине, по сказкам, где любовь творит чудеса. И конечно же прошли испытания: спасли прекрасную Принцессу из замка Кощея, собрали Разбитое сердце, прошли препятствия в парах.
В завершении, ребята, своими руками, подготовили и подарили "валентинки" для самых дорогих и любимых.
День влюбленных удался!
Ваш психолог, Елена Ракевич
«Урок бабочки»
Дети с которыми я работаю умные, думающие, анализирующие и сообразительные.
Поэтому часто в своей работе я использую язык сказок, притч, метафор. Мы много с ними обсуждаем, рассуждаем, выделяем главный смысл, примеряем модели поведения, и конечно же проигрываем роли и ситуации.
И вот такой игрой-трансформацией я хотела бы с вами поделиться.
Ни для кого не секрет, что наши современные дети очень боятся различных трудностей (да и не только дети). Любые трудности, препятствия их пугают, они стараются их избегать, многим гораздо проще отказаться от затеи, чем преодолевать даже незначительные трудности.
Да и мы взрослые очень часто способствуем такому поведению: окружаем детей чрезмерной заботой, опекой, очень быстро спешим на помощь, стараемся оградить детей от сложностей, трудностей. И все это делается с позиции любви, заботы.
А нашим детям трудности и препятствия просто необходимы, ведь именно через их преодоления происходит развитие.
И вот исходя из этой позиции мы с ребятами провели увлекательное занятие, которое строилось на основе известной притчи «Урок бабочки». Для начала я рассказала ребятам об удивительном превращении гусеницы в бабочку. Многие были очень впечатлены эффектом трансформации: как из такой некрасивой гусеницы получается такая красивая бабочка.
После просмотра видео с притчей мы с ребятами приступили к обсуждению главной идеи этой истории.
Данная история подтолкнула детей поделиться тем, с какими трудностями сталкивались они, и как их преодолевали, или наоборот, как пытались их избежать. А затем, с гордостью хвалились своими достижениями и навыками.
С большим удовольствием ребята примерили на себя этот волшебный «процесс превращения из гусеницы в бабочку».
Они по очереди «преображались» в гусеницу, заползая в «кокон». После этого наша «гусеница» заворачивалась в «кокон» (можно использовать плед, полотенце) у нас под рукой был яркий парашют.
Заворачиваться в «кокон» было нелегко и ребята помогали друг другу. Затем мы «окутывали» кокон заботой и теплом, имитировали согревающие «солнечные лучики», «теплый ветерок», «колыхание кокона на дереве». Это оказалось самым приятным моментом для нашей «гусенички».
И наконец то самым важным моментом для нашей «гусеницы» было самостоятельно выбраться из «кокона».
Задача я вам скажу не из легких. Но она отлично с этим справлялась. А затем наша уже «бабочка» расправляла свои крепкие крылья и кружилась под музыку, имитируя полет.
Замечательное получилось занятие. Ребята были в восторге.
А самое главное, они усвоили очень важный УРОК ОТ БАБОЧКИ – что иногда именно трудности и наши усилия над их преодолением необходимы нам в жизни. И если в нашей жизни не будет трудностей мы не сможем стать сильными, ловкими в будущем. Нужно не бояться, не отступать, а преодолевать все сложности, тренироваться, учиться и не сдаваться.
И тогда мы обязательно сможем летать!
Об этом стоит помнить и родителям. Когда мы чересчур ребенка опекаем, ограждаем, лишаем его самостоятельности, мы часто не даем их крыльям раскрыться.
Ваш психолог, Елена Ракевич
Веселая зажигательная разминка «Крокодильчик»
Танцы игры не только создают хорошее настроение, но и развивают чувство ритма, учат детей подстраивать под нее свои движения.
Также они способствуют развитию моторной памяти, расширяют диапазон двигательных возможностей. Дети выполняя танцевальные движения в игровой форме учатся быть артистичными, более свободными, практикуются в выражении своих эмоций через тело– в движениях и мимике.
Раскрепощенное свободное состояние который ребенок испытывает в танце переносится в жизнь. Ребенок становится более уверенным в себе, свободным в общении. А необходимость синхронного выполнения движений при разминке побуждает детей к совместной работе, развивает командный дух.
Отличная нейропсихологическая игра «Река-берег» для детей от 5 лет.
Улучшает концентрацию и переключение внимания, развивает саморегуляцию и самоконтроль.
Рекомендована детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание.
Если ребенок регулярно ошибается при таком переключении, попросите его не торопиться с действием, а сначала сказать вслух, что надо сделать, а уже потом прыгать. Таким образом, мы "вставляем" его речь между инструкцией и ее исполнением.
Оречевление своих действий – очень важный навык, позволяющий справляться с импульсивностью и трудностями переключения. В этом упражнении вполне реально развить эту способность.
Отличная когнитивная тренировка «Зайчик и собачка» (к видео Зайчик-собачка)
Вот так мы весело развиваем межполушарные связи, повышаем возможности произвольного внимания, самоконтроля, развиваем зрительно-моторную координацию обеих рук, их согласованность и точность.
Перекидывание из руки в руку, как один из элементов жонглирования.
Жонглирование относится к сложным навыкам, которые развивают серое вещество головного мозга (а это главный компонент центральной нервной системы), улучшают связь между нейронами, и вообще является отличным нейропсихологическим упражнением.
На занятиях по «гимнастике мозга» мы с ребятами работаем с тактильными мешочками, мячиками и другими предметами. Игры на жонглирование заставляют работать мозг в усиленном режиме, тренируют настойчивость, развивают координацию движения и скорость реакции. И пусть у нас это еще не совсем хорошо получается, но здесь, как и везде нужна систематическая практика, и результат обязательно будет. Следующий этап – жонглирование двумя предметами.
Игры-минутки, такие простые, но такие важные.
«Пальчик мы кусаем, пальчик называем»
Что может быть проще, пальчики кусаем, пальцы изучаем. Но это упражнение имеет очень важное назначение: под воздействием совсем несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений.
Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга.
Импульсы, идущие в коре головного мозга, активизируют речевые центры, что благотворно влияет на речевую зону и развивают двигательные и речевые функции.
А плюс еще и запоминаем имя каждого пальчика.
История одного праздника
Квест-игра «Паутина Страха»
Вот и завершился октябрь.
Осень позади.
А мы в саду уже традиционно провожаем осень квест-игрой "Паутина страха".
Квест - современная и эффективная форма работы с детьми.
Хорошо подготовленный и правильно организованный квест позволяет ребятам прожить определенные роли и выполнить поставленные задания в интересных, ярких и напряженных условиях.
Задания квеста стимулируют детей проявить поисковую активность, отреагировать эмоциональное напряжение и найти нестандартные пути решения различных проблем.
В ходе игры ребята брали на себя определенные роли, переступали через свои страхи, проявляли активность, творческое мышление и одерживали победу.
Было жутко весело и страшно интересно.
Самая лучшая игрушка для детей - это куча песка.
К. Д. Ушинский.
Игра с песком – это волшебство. Особенно, если эта игра происходит на световом столе. Подключая различную подсветку горсть песка превращается в звездное небо, море, лес и т.п.
Атмосфера чуда поддерживается музыкальным сопровождением.
Взаимодействие с песком снижает напряжение, тревожность, развивает тактильную чувствительность, позволяет убрать агрессивность, вытеснить отрицательные эмоции, создает положительный эмоциональный настрой.
Также можно добавить обострение тактильных ощущений и тренировку осязания. Для маленьких детей это особенно важно.
Сам процесс рисования заметно расслабляет, сосредотачивает, успокаивает, что важно для агрессивных, активных и гиперактивных детей.
Ваш психолог, Елена Ракевич
Тактильные игры
Тактильный контакт – это фундаментальное условие для гармоничного развития ребенка, необходимое ему куда больше, чем даже развивающие игрушки.
Часто, в ходе занятий и просто общения дети просят тактильного контакта, могут подойти и прижаться, очень любят когда их гладят и обнимают. Они таким образом восполняют нехватку тактильных ощущений. Это потребность организма, сравнимая с жаждой или голодом.
В нашем культуре почему-то принято считать, что в частом тактильном контакте нуждаются только маленькие дети. Но и подросшие дети и взрослые нуждаются в нем не меньше.
В детском саду, чтобы восполнить нехватку тактильных ощущений, а также для развития сенсорного восприятия мы используем тактильные игры и игровой массаж.
Эти регулярные короткие тактильные игры - эффективный инструмент переключения внимания детей для смены деятельности, снятие напряжения и мышечных зажимов, они помогают успокоить и укрепить доверие между детьми.
Возьмите на заметку!
Ваш психолог, Елена Ракевич
Эмоции!
Каждый день, каждую минуту мы ощущаем какую-то эмоцию.
Эмоции влияют на наше поведение, даже если мы не осознаем это, помогают ориентироваться в окружающем мире и оценивать ситуацию, помогают нам лучше понять друг друга.
Без слов, по выражению лица и жестам, мы можем догадаться, обижен человек, рассержен или расстроен.
Очевидно, что и ребенка необходимо знакомить с миром эмоций.
Ребята изображали разные эмоции и вспоминали события из жизни, с которыми эти эмоции были связаны.
Ахи-страхи: ничуть не страшно
«Труса мы дрожать заставим,
Смелый глянет, мы растаем,
Смелых мы пугаемся,
В страхе разлетаемся…»
Часто в своих играх дети выбирают для себя отрицательных героев, просят купить страшные и непонятные игрушки, примеряют на себя роли монстров и «плохишей» из мультфильмов.
Это им необходимо. Дети любят бояться.
Во все времена были положительные и отрицательные персонажи (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший и т.п)
В детском воображении всегда жили различные страшилки, только в нашем детстве это были «Черная рука» и «Бабайка», а у современных детей это различные монстры и тролли. И во многих мультфильмах и сказках описывалась борьба добра со злом. Главное, что добро всегда побеждало, во все времена.
Вот и мы провели игру-квест, которая позволила нашим ребятам прожить определенные роли, выполнить поставленные задания. Где наши дети были настоящими героями, добрыми, смелыми, ловкими. Они боролись со злом, преодолевали свои страхи, помогали друг другу и спасали пленницу.
Страхи и пути их преодоления- Путь к взрослению.
Мы сделали один шаг.
Ваш психолог Елена Ракевич