Внимание - Галкина Елена Александровна
Как развивать внимание у детей с ЗПР
Галкина Елена Александровна,
учитель-дефектолог
В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Это затрагивает повседневные бытовые задачи, общение с людьми, обучение и многое другое. Без концентрации заторможены мыслительные процессы, ведь в мозг не поступает вся информация об объекте. Также невозможна аккуратность, четкость, исполнительность. Поэтому, с развитием концентрации улучшаются все интеллектуальные, физические и социальные навыки.
Внимание - это избирательное и управляемое восприятие. Оно не только стимулирует и упрощает познание, но и оказывает огромное влияние на формирование отношения к объекту наблюдения. Это обусловлено тем, что при возможности концентрироваться на объектах, человек ориентируется в окружающем мире, может дать оценку предметам и понимает свое место среди них.
У детей с ЗПР можно отметить главное нарушение - недостаток внимания. Оно выражается в рассеянности в деятельности и при восприятии информации. Из-за этого даже малейший раздражитель способен сбить их с толку и заставить потерять суть происходящего. Поэтому в работе по развитию внимания необходимо придавать большое значение именно развитию произвольного внимания. Для этого используются специальные игры и упражнения, которые могут использовать родители. Вот некоторые из них:
СОРТИРОВКА
Перемешайте в миске фасоль, горох, рис (жёлуди, камешки, пуговицы). Предложите ребенка розобрать по сортам.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?
Поставьте перед ребенком 3-7 игрушек. Попросите его закрыть глаза, и в это время уберите одну игрушку (или поменяйте местами игрушки). Открыв глаза, ребенок должен угадать, какой игрушки нет. В дальнейшем, можно прятать 2 и более игрушек.
НАЙДИ ОТЛИЧИЯ
Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.
НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ
На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета из множества.
НАЙДИ НЕПОХОЖИЙ ПРЕДМЕТ
Среди одинаковых предметов найди 1 отличающийся от других предмет.
ЧТО ЗАБЫЛ НАРИСОВАТЬ ХУДОЖНИК?
Например, дом без окна, машина без колеса, заяц без уха и т. д.
НАЙДИ ТЕНЬ
На рисунке дети должны найти подходящую тень к изображенному предмету.
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Лиса, волк, заяц - Кто это?(дикие животные)
Чашка, тарелка, ложка - (посуда)
Ворона, синица, воробей - (птицы), и т. д.
НАЗОВИ ПАРУ
Одежда - платье, мебель - диван, фрукты - яблоко….
Я ЗНАЮ 5 НАЗВАНИЙ ЖИВОТНЫХ
(птиц, игрушек, ягод, овощей, фруктов, посуды, мебели, животных, и т. д.)
ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО
Зимой холодно, а летом-…
Ночью темно, а днём-…
Трава зелёная, а небо- …
Птица летает, а змея- …
Медведь любит мёд, а зайчик- …
СКАЖИ НАОБОРОТ
День - ночь, горячо - холодно, кислый - сладкий, быстро - медленно, высоко - низко.
ЧАСТЬ-ЦЕЛОЕ
Взрослый называет часть предмета, а ребёнок - целый предмет. Например, окно-дом, руль-машина, хвост-кошка, лист-дерево и т. д.
Затем наоборот, взрослый называет целый предмет, а ребёнок - его часть.
УХО-НОС
По команде «Ухо» ребенок должны ухватиться за ухо, по команде «Нос» - за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.
КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ
Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» - приседают, по команде «Великаны» встают.
ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ
Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Ребенок повторяет движения за вами. Неожиданно для него вы меняете движение.
СЬЕДОБНОЕ-НЕСЬЕДОБНОЕ
Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный. Можно предложить любое другое условие для того, чтобы ловить мяч или его отбивать. Например, растения и животные. Растение - ловим, животное - отбиваем.
КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ
Ребенок сидит на стульчике. Если взрослый поднимает зеленый флажок, ребенок топает ногами. Если поднят желтый флажок - хлопает в ладоши. Если красный - сидит без движения.
ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
С ребенком заранее договоритесь, какое движение запрещенное. Затем ребенок повторяет за взрослым разные движения, кроме запрещённого.
Для развития внимания также способствуют игры и игровые упражнения такие как: разрезные картинки, пазлы, мозаика, нанизывание бусинок по образцу, рисование узора или орнамента по клеточкам.ю выкладывание фигур из палочек по образцу, конструирование.
Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям, развивая внимание - это систематический характер занятий. Самое главное в таких занятиях заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребёнку, его успехам и достижениям. И тогда вашим детям будет всё по плечу!