Нейропсихологический подход
Координационная лестница - отличный многофункциональный тренажер. Развивает крупную моторику, координацию движений, самоконтроль. синхронизацию двигательных навыков.
Полезна детям с гиперактивностью и быстрой утомляемостью.
Не имеет ограничений по возрасту.
Замечательно используется в нейропсихологических занятиях с детьми: тут и моторное планирование, и удержание двигательных программ, и вестибулярная система, и зрительно-моторная координация.
Зачем мы занимаемся на нейропсихологических занятиях физкультурой?
На своих занятия «Гимнастика мозга» мы обязательно занимаемся двигательной активностью: ползаем, прыгаем, держим равновесие, учимся владеть своим телом, развиваем мелкую моторику, учимся напрягаться и расслабляться и многое другое. Учимся распознавать сигналы от органов чувств, регулировать свое движение.
Для того, чтобы сбалансировать усидчивость и трудности с освоением навыка письма нам нужно, чтобы ребенок хорошо прочувствовал и осознал свои возможности расслаблять и напрягать конечности. А это лучше делать из положения лежа.
Проблемы с концентрацией внимания на слухоречевой информации хорошо корректируется упражнениями на удержание баланса.
А без хорошо усвоенного навыка ползания у ребенка будут проблемы со зрительным восприятием и памятью.
Плохо развитая координация движения ведет к проблемам в межполушарном взаимодействии, что ведет к проблемам с письмом, плохой почерк, грязь в тетрадях, глупые ошибки, описки, исправления.
Двигательная активность – важнейший инструмент интеллектуального развития ребенка, поэтому очень важно эту активность предоставлять и реализовывать.
А для эффективного результата нужно, чтобы эта активность носила системный характер.
Организация правильного дыхания – необходимый навык. Улучшает состояние головного мозга и сердечной мышцы, улучшает самочувствие, успокаивает, улучшает концентрацию внимания.
Упражнения на дыхание должны присутствовать на занятиях. Они составляют основу саморегуляции. Попробуйте вместе с нами:
Губы - Выдох
Нос - Вдох
В основе мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске.
Программа мозжечкового стимулирования улучшает уровень концентрации внимания, память, развитие речи, навыки чтения, математические и логические способности. работу эмоционально-волевой сферы.
Это не так просто, как кажется с первого взгляда. Стоять на доске очень сложно., все тело напрягается, нужно слушать и выполнять упражнение и держать равновесие, а это очень непросто.
Балансировочная доска необходима детям с гиперактивностью, имеющим вестибулярные нарушения, неправильную осанку, проблемы с успеваемостью, речевые нарушения.
Балансировочные борды – эффективный метод мозжечковой стимуляции.
Мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы, он участвует в интеллектуальном, речевом, эмоциональном развитии.
Специалисты утверждают, что мозжечковая "гимнастика" помогает увеличить эффект любых коррекционных занятий: логопедических, дефектологических, занятий с психологом и т.д. Значительно улучшает способность ребенка к обучению, восприятию, переработке информации.
Эффективность занятий на нейротренажерах являются результатом тщательного изучения, наблюдения и подхода к разработке методом проб и ошибок, впервые примененного доктором Франком Бельгау с середины 1960-х годов.
Фрэнк Белгау, работая в классе с детьми с проблемами чтения, начал тщательно эксперементировать, чтобы узнать, сможет ли он найти действия, которые заметно улучшат навыки чтения и учебы детей.
Процедура была простой: дети читали отрывок текста, затем делали различные упражнения от 10 до 15 минут, а затем читали другой отрывок. Он слушал и сравнивал два чтения, также он сравнивал впечатления детей об изменениях, которые они наблюдали сами. И в ходе эксперимента он обнаружил действия, которые существенно влияли на результат. Так и родилась методика мозжечковой стимуляции. Методика получила широкое распространение по всему миру.
В нашем детском саду борды активно используют все специалисты.
Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, мы часть упражнений отрабатываем на ровной поверхности. Работа строится с этапным усложнением.
Занятия на доске проходят в разных положениях: стоя, сидя, лежа. Переносим центр тяжести с одной ноги на другую, выполняем кинезиологические упражнения и дыхательные, выполняем упражнения с мячами и мешочками, рассказываем тексты и стихи, выполняем артикуляционную гимнастику и отрабатываем ритм и многое другое.
Преимущества метода в том, что с помощью забавных упражнений дети развивают межполушарные связи, что влияет на улучшение обучения, внимания, успеваемости, самооценки.
Наибольший эффект достигается при использовании детьми в возрасте 3 -10 лет. Самое главное это системность. Необходимо заниматься каждый день всего по 10-15 минут.
Занятия на балансировочных бордах показаны если у ребенка:
- Дислексия и трудности с чтением и обучением
- Расстройства аутистического спектра
- СДВГ и проблемы с вниманием
- Проблемы с диспраксией, координацией и моторикой
- Дискалькуляция и сложности в изучении математики
- Расстройств моторной речи и языковые проблемы
- Сложности с дисциплиной
- Расстройства обработки сенсорной информации, трудности с координацией
Ваш психолог, Елена Ракевич
Держи баланс! Учимся держать равновесие.
Способность балансировать на одной ноге является важным тестом для определения здоровья головного мозга.
По данным исследований неспособность балансировать на одной ноге в течении 20 секунд и более свидетельствует о наличии повреждений головного мозга у здоровых лиц.
Специалисты утверждают, что неспособность к балансировке может говорить о повышенном риске повреждения мелких сосудов, возникновений инфарктов и инсультов, а также указывает на повышенный риск заболеваний головного мозга и когнитивных нарушений.
Упражнения на балансировку - это не только тест, но и отличная тренировка!
Так как же научиться держать баланс?
- Приучайте себя вставать со стула, с кресла, с дивана без помощи рук.
- Тренируйте ходьбу, перекатываясь с пятки на носок.
- Делайте каждый день хотя бы пять шагов по воображаемой линии.
Эти совсем не сложные тренировки помогут вам удерживать равновесие в "позе цапли".
В идеале у вас должно получится стоять ровно по одной минуте два раза в день.
Регулярная тренировка организма с помощью физических упражнений поможет нам стать крепче, устойчивее, активнее.
А также такие упражнения улучшают осанку, развивают мозжечок, укрепляют вестибулярный аппарат, укрепляют мышцы на выносливость, укрепляют нервную систему.
Хождение по линии, по бордюрам отлично тренирует и развивает равновесие, вырабатывает отличную осанку, формирует самоконтроль и концентрацию.
Ваш психолог, Елена Ракевич
ПОМОЖЕМ РЕБЕНКУ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ.
Игры и упражнения с нейропсихологическим подходом. Развивают внимание, память, функции программирования и контроля, скорость реакции, коммуникативные навыки.
Внимание крайне важно для как для обучения, так и для развития долгосрочного запоминания. Имея хорошее внимание ребенок не будет мысленно «витать в облаках» на занятиях.
Примерно до 6 лет считается нормальным, что ребенок в основном сосредоточен на том, что ему интересно.
А вот после в мозге дозревают механизмы, ответственные за удержание произвольного внимания: не хочется, но НАДО.
Произвольное внимание – результат намерения, оно мотивировано и требует волевого усилия.
А такие занятия хорошо развивают произвольное внимание.
Главное условие – они должны носить системный характер.
Ваш психолог, Елена Ракевич
И снова о ритмической способности.
Работа над ритмом является одним из важных направлений в развитии дошкольников.
Развитое чувство ритма способствует не только речевому развитию, но и интеллектуальному, а также помогает координировать движения своего тела, и даже правильно дышать.
Многие исследователи отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно обязательно должно быть ДВИГАТЕЛЬНЫМ.
В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Игровые упражнения на развитие чувства ритма необходимо включать с младшего возраста.
Такие игры способствуют слуховому, зрительному восприятию, учат детей двигаться сообща, ориентироваться в пространстве.
А знаете, как детям сложно «ходить задом», как сложно доверять себе, чувствовать ритм и координировать свои движения?
Но самое сложное - работать слаженно, сообща, в такт со всеми.
Современные дети не умеют работать в команде, каждый стремится быть первым, особенным, главным. И это не плохо. Но не менее важно уметь работать сообща, чувствовать своего напарника, подстраивать свои импульсы и желания под задачи и требования командной работы научиться находиться с кем-то в тандеме.
Вот это нам давалось сложнее всего. Но мы справились!
Ваш психолог, Елена Ракевич.
Игра из советского детства "Резиночка"
Прыжки через резиночку – старинная детская игра, которая дошла до наших дней. Была очень распространенным занятием девочек во время прогулок начиная с 1970-х и до конца 1990-х годов.
Любые упражнения с резиночкой способствуют самоконтролю ребенка:
- умению себя правильно вести;
- следовать правилам;
- слушать;
- вовремя слышать;
- останавливаться, когда это требуется.
Развивает память - ребенок должен выполнить определенную двигательную программу: удержать и повторить.
Элементарные упражнения с резиночкой хорошо приспосабливаются к нейрокоррекции.
Тренируют лобные доли, произвольность, пространство. А также развивают межполушарное взаимодействие, динамические моторные функции, что важно в последующем для хорошего почерка.
Такие игры используют в нейропсихологии, в логопедии, при обучении скорочтения.
Существует много различных вариантов игры и схем прыжков с резиночкой: "зацепки", "выскользки", с остановками, без остановок и т.п. Все зависит от фантазии и навыка.
Дети игру оценили!
Играйте дома в "резиночку" – она замечательно развивает и стимулирует наших детей на двигательную активность.
Ваш психолог, Елена Ракевич
Жонглирование
Ученые и раньше говорили, что сложные навыки влияют на структуру головного мозга. Но относительно недавно в Оксфорде провели эксперимент, где подтвердили, что жонглирование напрямую влияет на объем мозга человека.
Чем же полезно жонглирование?
У ребенка развивается смекалка и сообразительность.
Улучшается моторика и соответственно речь. Остальные процессы подключаются и развиваются быстрее. Ребенку проще и легче учиться.
У жонглеров отличная координация и они умеют держать баланс.
Улучшается скорость реакции. Особенно это проявляется в различных видах спорта и командных играх.
Снятие стресса. Этот процесс имеет легкий медитативный эффект. Попробуйте сами пожонглировать и вы увидите, что мысли улеглись, ушло напряжение и стало спокойно.
Во время жонглирования часто приходят лучшие идеи и решения,
Вырабатывается серотонин, гормон радости и способствует отличному настроению, улучшает самочувствие.
Жонглирование сложное занятие и этому нужно учиться. Этот навык только на первый взгляд кажется непростым.
Развитие пространственного восприятия
Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Развивать пространственные представления весьма сложный и длительный процесс. Этот навык практикуется и совершенствуется всю жизнь.
К концу дошкольного обучения у ребенка должны быть сформированы три формы пространственного восприятия:
1. Пространственные признаки предметов (форма, величина)
2. Пространственные отношения между предметами
3. Направление в пространстве
У детей с нарушением формирования пространственных представлений могут быть проблемы в формировании мышления, памяти, внимания, речи. У них замедляется процесс формирования межанализаторных связей.
Могут наблюдаться недостатки слухо-зрительно-моторной координации, несформированность чувства ритма нарушения пространственного ориентирования.
А я хочу представить вам одну интересную игру на формирование умений ориентироваться в движении.
Мелкая моторика
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому, развивая мелкую моторику можно влиять на интеллектуальные способности.
Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы.
Начинаем с самых простых пальчиковых игр, используем японский самомассаж, массаж с карандашами, игры с предметами, с прищепками, с массажными мячиками.
Массажные мячики, еще их называют иглболы. Я часто использую их в своей работе. С помощью мячиков можно придумать массу полезных игр, а заодно заниматься профилактикой проблем.
Игры с массажными мячиками полезны в любом возрасте. Они отлично развивают моторику, координацию, улучшают кровообращение. А когда выполняешь упражнение под стишок
или песенку, то тренируется и слуховая память.
Ваш психолог, Елена Ракевич
Гимнастика мозга
Мозг ребенка развивается не только от умственной нагрузки, есть физические упражнения, которые напрямую развивают мозг.
Кинезиология или «Гимнастика мозга» – это открытие несколько десятилетий назад просто перевернуло стандартное представление о методах тренировки интеллекта.
Это система специально подобранных физических и дыхательных упражнений, которые поддерживают и развивают нейрофизиологические связи между телом и мозгом.
«Гимнастика мозга» быстро и значительно улучшает концентрацию внимания, память, саморегуляцию. Синхронизирует работу полушарий, развивает умственную работоспособность, снижает утомляемость.
Делюсь с вами простыми, но эффективными упражнениями для развития мозговой деятельности.
Уделяйте им всего несколько минут в день, и вы сами почувствуете, какие происходят изменения в лучшую сторону.
Главное делать это системно. Тогда и результат будет.
Попробуйте!
Ваш психолог, Елена Ракевич
Держи ритм! Для чего нужно развивать чувство ритма?
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка.
Ритм – это основа всей жизни человека, повторяющаяся последовательность: дыхание, сердцебиение, смена времен года, частей суток, ходьба, речь.
Ритм – это сложная мозговая деятельность, по анализу, планированию и координации движений. Чтобы повторить последовательность и удерживать ее, от мозга требуется немалая концентрация и включенность в процесс.
Игры и упражнения на развитие чувства ритма запускают третий блок головного мозга, который отвечает за функции контроля, планирования, программирования своей деятельности. Без активации этих структур ребенку будет очень сложно писать, читать, удерживать внимание и выполнять свою деятельность от начала до конца не отвлекаясь.
Также, если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка.
Через движения мы укрепляем нервную систему, прокачиваем мозг и помогаем ребенку развить навыки, которые необходимы ему для успешной учебы и гармоничного развития. Развитие чувства ритма помогает растормозить речь, развить подражание, способствует легкому запоминанию.
Развивать чувство ритма нужно начинать с раннего возраста.
Самые простейшие упражнения на ритм – взаимодействие с внешними стимулами: погремушками, барабанами, мячами. Затем переходим на хлопки в ладоши и топанье ногами.
По мере того, как ребенок осваивается мы постепенно:
- увеличиваем длительность,
- добавляем хлопки по другим частям тела,
- даем название хлопкам,
- проговариваем,
- варьируем громкость,
- повторяем последовательность в разном темпе.
Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением.
Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность
Упражнения выполняем - от простого к сложному. Необходимо добиваться чистого и уверенного воспроизведения.
Ваш психолог, Елена Ракевич